Системы безопасности для кровли – немецкое качество!

Системы безопасности для кровли – немецкое качество!

Системы безопасности для кровли – немецкое качество!

Словосочетание “Made in Germany” давно и по праву считается подтверждением высокого качества продукции у отечественного потребителя. Будь то какой-нибудь простой инструмент или сложный механизм, продукт, «окрещенный» этим нехитрым слоганом, претендует на всеобщее признание и заслуживает всяческой похвалы. Ведь за этими несколькими словами стоят не только серьезное отношение производителя, точность и продуманность каждой детали, но и зачастую многолетняя история и опыт. Мастерство, отточенное поколениями и опыт, накопленный за десятилетия немецкими производителями, делает их продукцию уникальной. Компания по производству систем безопасности на кровле Flender-Flux насчитывает 225 лет истории и является ярким примером таких предприятий. Зародилась компания в семейной кузне и стала крупным производителем, которого ценят далеко за границами Германии и чья “Made in Germany” – результат многолетней работы, подтвержденный не одним поколением довольных клиентов.

Ассортимент производимой продукции Flender-Flux очень широк, но основными направления компании являются – системы безопасности кровли для нахождения или работ, а также системы снегозадержания.

Крюки безопасности

Немецкие системы безопасности на кровле разделяются на два класса: класс I – не предназначенных для крепления тросов безопасности, как например ограды или ступени, II класс – позволяет применять тросы безопасности и снаряжение для работы на высоте, как например крюки, способные выдержать нагрузку в 10 кН, что равнозначно 1 тонне. Этот показатель четко прописан немецкими нормами DIN EN 517. Согласно нормам крюки подразделяются на два вида: тип А, предназначенный для удержания веса вдоль ската кровли по оси У (т.е. вдоль направления ската) и тип В, которые должны выдержать нагрузку как по оси У так и по оси Х. К первому типу относится крюки 3F, 11S, 11SF, 15SF, а самыми распространенными моделями класса В являются 3SF, 4SF и 22SF. В соответствии с требованиями правил безопасности изгиб крюка может деформироваться в направлении действующей силы не более чем на 5 мм при нагрузке в 1,5 кН, сам же крюк, включая крепление, может быть подвержен нагрузке в 10 кН.

При первом статическом испытании на изгиб крюка постепенно наращивалось давление до 1,5 кН, которое крюк должен выдержать в течение 5 минут, после чего последующую минуту давление увеличивалось в 1,7 раз (запас прочности). Окончательная сила давления должна составлять 2,6 кН.

Подвешивание грузаиспытание по оси yиспытание по оси xПри такой нагрузке крюк может упереться в кровельное покрытие, но его функциональность при этом не нарушается. На втором испытании нагрузки в 10 кН подвергалась петля крюка (место зацепки тросов безопасности). Статическому испытанию подвергли крюк 3SF (класс В), как в направлении оси У, так и в направлении оси Х. На третьем динамическом испытании груз весом около 100 кг подвешивался за петлю крюка двух метровым тросом. Груз распологается на высоте 50 см и удалении 30 см от места зацепки троса - так, чтобы свободное падение груза составляло 250 см. В результате крепление и крюк должны выдержать нагрузку в любом направлении падения грузка. По итогам испытаний было установлено, что крюк, хотя и с заметными деформациями, выдерживает груз и не разрушается полностью как при падении в направление оси У, так и при падении груза по оси Х.

Динамическое испытание крюкаДинамическое испытание по оси YДинамическое испытание по оси X

 

Ступени и трапы

Проходные элементы на кровле в компании представлены тремя разделами – ступени т.н. Laufrost, мостики и трапы (Laufsteg) и подножки (Einzeltritte).

СтупениСтупени представляют собой простую конструкцию из опор и самих ступенчатых решеток разного размера.  Поверхность ступеней, как и всех проходных кровельных систем имеет дырчатую структуру с загнутыми вверх, иногда зазубренными, краями. Эти дырочки служат для того, чтобы дождевая вода или растаявший снег не задерживались на проходной поверхности, а загнутые вверх края обеспечивают эффект противоскольжения. Универсальная система крепления опор, разработанная для большинства продуктов Flender-Flux, подходит для любых мелкоформатных кровельных покрытий. Путем специального крюка с ушками опора цепляется и фиксируется за обрешетку. Основной действующей нормой, описывающей требования к креплениям на кровле всех проходных систем, является европейский DIN 516, в соответствии с которым были проведены испытания в трех вариантах. Конструкция с платформой была установлена на макетах кровли с максимальным и минимальным уклоном кровли. В первом случае наращивалось давление на край платформы, противоположный от кровельного покрытия. Во втором давление приходилось на край, ближний к макету кровли. Третье испытание проводилось для проверки системы в качестве мостиков и площадок с давлением посередине платформы. Во всех трех случаях на испытываемые конструкции давление подавалось через стальной лист 100х100 мм. В течении одной минуты постепенно наращивалось давление в 1,5 кН, после чего 5 минут конструкция должна выдержать эту нагрузку. Прогиб проходной площади не превышать 1/100 шага опор, но не больше 15 мм, а прогиб опор не более 9 мм. По пришествию 5 минут следующую минуту нагрузку увеличивали до 2,6 кН (1,5 кНх1,7). При таком давлении максимально допустимая деформация системы крепления опоры на кровельном пироге не должно составлять больше 5 мм, а сама конструкция недолжна сломаться. Проведенные испытания показали, что опоры не превысили допустимую границу прогиба в 9 мм, при нагрузке 150 кг – при наклоне крыши в 25 градусом изгиб составил от 6,1 до 6,3 мм, при 55 градусах – 7,9-8,3 мм, а при 260 кг (2,6кН) осталась целой.

EinzeltritteПлощадки и мостики в зависимости от минимальной ширины делятся на три типа: Тип А – минимальная ширина 250 мм, Тип В – минимальная ширина 350 мм, Тип С – минимальная ширина 430 мм Минимальная длинна для площадок всех типов определена все тем же DIN-ом и составляет 500 мм. Наличие загнутых вверх бортиков обеспечивает еще большую безопасность, как например, на подножках (Einzeltritte), чья площадь не может составлять менее 13*13 см и где загнуты все края кроме переднего.

Сами подножки хотя и менее распространенный вид проходной системы на кровле, но не менее удобный. Для его крепления модуля длинной 1,6 м или 2,4 м из 2-6 подножек требуется не более двух дополнительных реек устанавливаемых перпендикулярно основному модулю в нижней и верхней его точках. Тем самым давление распространяется на 4 опоры, держащие эти рейки, и согласно испытаниям может выдерживать вес нескольких людей одновременно.

Ограда без дорожекОтдельное место во всей палитре систем безопасности на кровле занимает ограда без дорожек или ступеней – ее основная функция это не позволить упасть с крыши сорвавшемуся человеку. Ограждение может быть установлено на кровле с мелкоформатным покрытием, однако более широкое распространение оно приобрело на фальцованных кровлях, на которых монтируется с помощью несложной системы крепление не требующих дополнительных работ над кровельным материалом. Опоры ограждения с прорезями для перил в форме уголка крепятся на кровле под углом 90 градусов к крыше. Отличительной чертой немецкой ограды от российской является то, что она устанавливается не перпендикулярно горизонту, как это принято в России – а перпендикулярно покрытию кровли. Основанием для этого, стала большая площадь перехвата при меньшей высоте самой ограды. Гибкое производство и высокое технологическое обеспечение позволяют компании идти навстречу пожеланиям своих клиентом, как например, интегрировать трубчатую систему снегозадержание – тем самым ограда будет выполнять две функции сразу, не теряя ни в одной из них качества исполнения.

Для проходных систем на плоскую кровлю компания Flender-Flux использует специальную оцинкованную решетку шириной 500 мм и длинной 2 и 2,5 метра. Устанавливается система на плоских кровлях с максимальным наклоном 5 градусов и предназначена для страховки передвигающихся по крыше людей. Конструкция должна выдерживать вес облокотившегося, или упавшего на крепление человека, и выполняет все эти условия в соответствии с нормой DIN EN 13374 – класс безопасности А. Система креплений и поручней Barrial из высококачественного алюминия позволяет инсталлировать конструкцию у самого края площадки, с одним лишь ограничением – если у кровли отсутствует бордюр или высота его меньше 15 см., внизу системы перил должна быть установленная планка. Устойчивость конструкции придают противовесы, располагаемые на краю т.н. «ног», поэтому не требуется специальных креплений в кровельном пироге.

Снегозадержание

Снегозадержание – относительное новое понятие для российского потребителя – является неотъемлемой частью многих европейских крыш. Ведь давление снега на крышу и опасность его схода с не укрепленной кровли очень велика. К примеру метровый слой рыхлого снега при минус 8 градусах соответствует 10 сантиметровому столбу воды или 60кг/м2, а метр мокрого снега равен 20-ти сантиметровому слою воды или давлению в 200кг/м2. Во многих европейских странах техника безопасности требует от владельцев домов защитить проходные площади и стоянки для автомобилей от возможного падения снежной лавины.

Снегозадерживающие системы подразделяются на несколько видов: снегозадерживающая решетка, снегозадерживающая труба, бревно и т.н. бугель. В случае с бревном и бугелем все достаточно просто – в первом случае на кровле с помощью специальных опор устанавливается бревно, а во втором на всей поверхности кровли располагают бугели. Бугель представляет собой небольшие металлические пластины с загнутыми вверх носиками, вместе образующие на кровле что-то на подобии «терки», которая удерживает большой пласт снега на скате, из-за чего к карнизу снежная масса значительно уменьшается. Проведенные испытания на опоры под бревно серии №75 показали, что одна опора может выдержать до 300кг за счет усиленного плоского ребра от нижнего края (направленной вниз) до середины основания опоры. Такая конструкция с плоским ребром жесткости позволяет выдержать высокие нагрузки многим моделям опор компании FLENDER-FLUX. В случае с решеткой и трубой все более индивидуально. Трубы диаметром 32 мм используется преимущественно на металлических фальцованных кровлях. С помощью крепежа и переходника можно варьировать количество труб от одного ряда до двух, тем самым увеличивая площадь перехвата снежной массы. Все давление снега распределяется на крепежи, которые ставятся на каждый фальц (или с заданным шагом для других видов кровли), поэтому очень важно, чтобы сами фальцованные листы могли выдержать нагрузку. Для установки двух трубной системы снегозадержания на кровлю с мелкоформатным покрытием используются опоры №70 (для сланца и гонтов ) и №71 (для черепицы). Проведенные внутренние испытания показали, что опоры этого вида способны выдержать нагрузки до 500 кг. Треугольная форма обеспечивает высокую жесткость при продольных и поперечных нагрузках.

Возможности снегозадерживающих решеток еще более высоки. Решетки различаются не только по размерам, но и своему рисунку и методом производства – стандартные с продольными полосками, которые припаивают к двум уголкам и ж-образные, орнамент которых вырезается лазером на стальной пластине и с помощью специальной машины загибаются вдоль по краям. Результаты проведенных испытаний представлены в таблицах №1-3

Табл. №1

Испытание на восстанавливаемый прогиб
  Королевская решетка Решетка 20/20/3
прогиб давление (кг) давление (кг)
10 мм 70 62
20 мм 105 93
30 мм 125 117
40 мм 140 129
50 мм 155 139

Во время испытаний расстояние между опорами составляло 600 мм Давление наращивалось с помощью металлической платины 20х20 см.

Табл. №2

Испытание на невосстанавливаемый прогиб (давление вдоль ската)
Тип решетки 1 попытка (кг) 2 попытка (кг) 3 попытка (кг)
13/13/2 60 65 65
Королевская 160 175 170
20/20/2 180 185 185
20/20/2 270 260 260

Расстояние между опорами составляло 600 мм Давление наращивалось с помощью металлической платины 20х20 см.

Табл. №3

Исп. на невосстанавливаемый прогиб (давление сверху на решетку)
  1 попытка (кг) 2 попытка (кг) 3 попытка (кг)
13/13/2 175 180 180
20/20/2 180 185 185
20/20/3 190 185 180
20/20/2 270 260 260

ПрогибАналогично испытаниям для решеток, испытываются и снегозадерживающие трубки. Основными же частями снегозадерживающей системы из решеток или трубок, в прямом смысле столпами - являются их опоры. Их разнообразие позволяет подобрать подходящий вариант для любого кровельного покрытия. Но так как в основном решетку ставят на кровле с мелкоформатным настилом, как например черепица, самой распространенной опорой является универсальная подвесная под номером 76 B. Проведенные испытания показали, что одиночку при нагрузке в 300 кг деформация опоры составила не более 5 мм. При этом функциональность опоры не нарушается, но так как норм по снегозадержанию на данный момент не существует компания FLENDER-FLUX принимает 5 мм деформацию за максимально возможную. Опора 76 В может выдержать такую нагрузку благодаря своему ребру жесткости, об одном из видов которого мы уже упоминали выше. Как показали испытания и как можно увидеть на фотографиях, деформация при большой нагрузке приходится на опорную часть, прилегающую к кровельному покрытию, которая в итоге и перегибается, повреждая кровельный настил. ПрогибКогда же опору вместе с решеткой проверили в приближенных к настоящим условиях, где на решетку на двух опорах 76 B воздействовали с помощью груза площадью 40 см2, незначительная деформация опор наблюдалась только с отметки 539 кг. В отличии от 76 B опоры модели №61 при идентичной проверки выдержали нагрузку в 127 кг – опора хотя и не имеет плоского ребра жесткости, однако она усилена с помощью дополнительно дуги со стороны карниза, которая принимает на себя значительную часть давления и не позволяет опоре выгнуться в направлении действующей силы. Здесь надо отметить, что не всегда получается установить опоры над стропилами и, поэтому за шаг для них принято считать расстояние от 50 до 70 см, в данных же испытаниях расстояние между опорами было 70 см. В среднем опоры не рассчитанные на регионы с высоким уровнем осадков, как выше упомянутая модель, выдерживали при испытаниях нагрузку около 100 кг. В зависимости от региона климатических условий, строения кровли и личных предпочтений любой домовладелец волен в своем выборе системы снегозадержания, не волен он лишь в вопросе техники безопасности и обязательстве защитить людей и их имущество от возможных увечий и повреждений.

Мой дом - моя крепость, гласит старая поговорка. Но только современная «крепость» должна обеспечивать безопасность во всех аспектах не только своих обитателей, но и людей вокруг. Компания Flender-Flux помогает полностью выполнить это задачу в рамках крыши.

Долгое время поставщики снегозадержание и монтажники в Германии были вынуждены основываться на свой личный опыт в вопросах количества опор и их шага. С вступлением в силу DIN 1055-5 в 2005, который упорядочивает данные о давлении снега в различных регионах Германии, производителям и строителям была дана «подсказка» - с помощью определенной формулы было официально установлено, какое давление снега присуще различным регионам Германии. С помощью этих данных теперь можно рассчитать как количество требуемых опор, а соответственно их шаг и количество рядов снегозадержания. Расчет производится по следующей формуле:

Fs = µi*Sk*b*sin α,

Где Fs – это сила давления снега, µi - коэффициент аэродинамического сопротивления (0.8), Sk – принятое на данное территории давление снега на квадратный метр, b – длина ската и последнее значение это угол наклона кровли.

Получив значение давления снега на карнизе данной кровле, и зная, сколько может выдержать рассматриваемая опора, можно рассчитать, сколько опор требуется на данный участок. Соответственно длина карнизного участка делится на число опор – тем самым узнается шаг опор. Если шаг опор составляет менее 400мм – производители советуют использовать две линии снегозадержания. Подобная методика подходит и для московских крыш, надо только учитывать что давление снега для нашего региона составляет 180 кг/м2 или 1,8 кН

Ниже рассмотрим расчет для шага опор на кровле в Москве с уклоном в 40 градусов длинной ската 8 метро и карнизом в 10 метров. Предполагаемая опора – 76 B, нагрузка 300 кг

Fs = µi*Sk*b*sin α = 0.8*1.8кН/м2*8м*sin40(0.643)=7.4кН/м=740кг/м – таким образом мы рассчитали что на данной кровле давление снега на метр составляет 740 кг, давление на 10 метровый карниз составит 740кг/м*10м=7400 кг. Опор с возможной нагрузкой в 300 кг потребуется 7400/300=25 штук. А соответственно при 10 метрах и 25 штук шаг опор составит 40 см.

В таблице №4 приведены значения нагрузок некоторых опор - деформация при данных нагрузках не превысила 5 мм.

Табл. №4

опора выдерживаемая нагрузка (кг)
№ 76 B 300
№ 55 102
№ 61 110
№ 62 110
№ 70 500

Неправильно подобранные опоры снегозадержания, а также их шаг установки могут привезти к тому, что с кровли вместе со снегом упадет и снегозадерживающая система.

Чтобы системы безопасности сохраняли свою надежность в течение долгих лет, очень важно использовать высококачественные материалы при их производстве и соблюдать определенные технологии. Так компания Flender-Flux для производства использует высококачественную сталь или медь. Готовые изделия из стали подвергают горячему цинкованию и полной порошковой окраске. После этого им нестрашна никакая коррозия.

Новости